Белокурихинские истоки — Белокуриха ФОТО

Белокурихинские истоки

Откуда пошла Белокуриха? Версий много. Вот, например, такая.

В Белокурихе есть улица Алтайская. Обычный частный сектор: ничем не отличается она от других, похожих. Множество таких улочек в городах русских: дома, огороды, сады...

Единственная особенность улицы Алтайской, что берет она своё начало в зоне курорта и тянется почти 5 км в ущелье между двух горных хребтов. Горы надежно защищают ее от метелей и ураганов, которые изредка, но случаются в наших местах. С запада, нависая лесистыми склонами над домами и усадьбами горожан, тянутся отроги горы Круглой. Слева — каймой легли пологие травянистые склоны горы Яковки, вдоль подножья которой весело журчит ручей Татарский.

Вот здесь, в верховьях Татарского ручья, стояли когда-то юрты алтайцев. Отсюда начинались пастбища. Табуны коней паслись на богатых травах, и не было этим табунам равных на всём Алтае.

В начале девятнадцатого века в эти места пришли первые русские поселенцы. Алтайские жители охотно торговали с ними, жили в добром мире и полном согласии. Алтайцы умели и любили торговать. Сюда привозили они мясо косули, лосятину и медвежатину, меха, запашистый лесной мед, а ещё — кумыс, знаменитое кобылье молоко. Кстати, кто не знает: нет равных кумысу в лечебных свойствах! Кумысом издревле излечивали многие болезни. Так что, местные жители и отдыхающие охотно покупали целебный напиток.

Потом алтайцы, которых местные жители называли «татарами», откочевали дальше в горы. Почему — никто не знает, и только в легендах имеется тому объяснение — правдивое или не совсем, вряд ли кто теперь скажет точно.

Ушли алтайцы, а память о себе оставили. Люди назвали лог Татарским, который впоследствии превратился в улицу. Уже после войны переименовали ее в Алтайскую улицу. Ручей же так и остался с прежним названием — Татарский.

Много неоднозначных толкований в литературе о курорте встречается относительно названия нашего местечка: Белокуриха.

Наиболее распространенной является версия о белых «курящихся» испарениях над теплыми ключами. Это природное явление, якобы, и дало название речке, а затем и селению. В книге А. И. Шапошникова «Белокурихинские целебные источники» (1916 г.) приводится именно такое объяснение. Бытует оно и сегодня, хотя и не является единственным.

Кто первый усомнился в этой версии — сказать трудно. Говорят, например, что это был А. Н. Булычев (директор курорта с 1958 по 1969 г. г.), в архиве которого нами обнаружен ответ на его запрос в краевой архив от 14 февраля 1963 года. И вот что ответил А. Н. Булычеву сотрудник архива Н. Савельев: «... Я давно сомневался, что Белокуриха получила наименование от «курящихся» паров. В нашем архиве есть карта начала 19 века, где в устье этой речки показана заимка Белокурова, выше ее — деревня Белокуриха и вторая деревня Новая Белокуриха. Старше всех — заимка (кстати, расположена она вне месторождения с горячими ключами — прим. автора). Ее хозяин свой участок землепользования (долину речки) мог назвать своей фамилией, что и закрепилось в названии речки.

Вообще этот район, исключая село Смоленское и бывшие крепости и редуты, а так же примыкающие к ним деревни, русские начали заселять во втором десятилетии 19 века. Заимка могла появиться раньше.

Так что хватит литераторам «парить», пора и честь первопоселенцам воздать. Его имени и отчества, состава семьи и даты поселения мы пока не нашли, но постараемся для вас отыскать.

Таким образом, очевидно, что село, ставшее в наши дни городом, названо в честь речки, по берегам которой оно располагалось. Но кому или чему обязана своим названием речка? Действительно ли хранит она имя первого поселенца?

Сегодня принято считать, что нужно искать первопоселенца с фамилией Белокуров. Что ж, может быть...

Но в Белокурихе сегодня не проживает ни один человек по фамилии Белокуров. Местные энтузиасты под руководством директора Белокуринского музея Т. А. Батуевой поехали в краевой архив, и работа над «ревизскими сказками» показала: в списках «первожителей» ни в Старой Белокурихе, ни в Новой Белокурихе Белокуровых — не было!

И только в октябре 1999 года состоялась важнейшая для поиска «истоков имени Белокурихи» встреча с заведующим Мендур-Сокконским филиалом Горно-Алтайского музея Н. А. Шодоевым.

Находясь за сотни километров от Белокурихи, этот человек много знал о здешних местах, и легенды, и предания, и рассказы стариков о том, как жили некогда в Татарском ущелье алтайцы, и многое, многое другое..

— И всё-таки: как называли алтайцы речку, в долине которой они жили?
Улыбнулся в ответ Н. А. Шодоев и спокойно произнес:
— Беле-Кур. В переводе с алтайского языка означает это слово «Рябиновый мост». На берегах вашей речки растет очень много рябины. Склоняясь над водой, деревья кронами часто соприкасались друг с другом, образуя как бы мост. Вот и получилось красивое название. Так что, к приходу первопоселенцев из России, название речки уже было. Оно просто осталось непонятным! Так что, вначале к названию «прилип» чисто русский суффикс, а уже позднее, с уходом алтайцев, начались попытки как-то расшифровать непонятное название....

Вот тогда и появились версии с белыми курящимися парами и с мифическим первопоселенцем казаком Белокуровым...


Белокурихинский городской музей им. С. И. Гуляева